Поэтические чтения, занятия йогой, семинары по истории искусства и кинопоказы — культурная повестка ресторанов того и гляди затмит еду. Ответ на естественный вопрос «Чего ради?» ищет наш гастрономический обозреватель Владимир Гридин
Владимир Гридин
Под шаманские камлания и историю чукотского народа в екатеринбургском ресторане « Подсолнухи » подают джем из лесных муравьев и коктейль с кровью марала. Публика не скрывает восторга: сет блюд из кухни северных народов в сопровождении музыкальной программы и викторин называют «бесподобным». Театрализованные дегустации с лекциями, играми и необычной кухней тут не редкость. В репертуаре сеты «Пять сказок» (блюда из старинных сказок) и «Чингисхан» (кухня кочевников-завоевателей).
Таким примерам несть числа. В питерском ресторане русской кухни «Северянин » проводят вечера поэзии, где стихи читают практически все. Сначала ведущие, студенты Театральной академии, начинают вечер со стихов поэтов, родившихся в этом месяце, за ними подхватывают гости и даже официанты. Читают наизусть, глядя в книжку, которую можно взять в ресторане, и в духе времени — в телефон. Главное здесь — это импровизация. Гости вольны выбирать стихи любых времен и авторов, но нередко можно услышать и стихи самого Игоря Северянина и других поэтов Серебряного века.
На террасах московских Funny Cabany. «Фаренгейт » и Oli Oli устраивают кинопоказы. Выбирают фильмы классические, вроде «Развода по-итальянски» или «Римских каникул», или те, что к таким можно отнести, например «Артист». Никакого экшена, боевиков или, упаси боже, хоррора. Все должно быть выдержано в позитивной стилистике, не мешающей трапезе. В пространстве «Экомаркета », объединяющего в Коньково лавки фермерских продуктов и лавки национальных кухонь, по пятницам показывают документальное музыкальное кино из каталога онлайн-сервиса «Амедиатека». Фильмы о Daft Punk, U2, Джоне Ленноне и других звездах шоу-бизнеса — чем не познавательное сопровождение для дружеского ужина в одном из ресторанчиков фуд-корта или приятное дополнение к продуктовому шопингу?
Нет, чтобы поужинать и отправиться в театр, публика предпочитает хлеб и зрелища совмещать. Сторонники финансовой теории объясняют эту тенденцию кризисом: вместо того чтобы тратиться на развлечения в нескольких разных сферах, население предпочитает оптимизировать расходы и пытается поймать одной ложкой два горошка. Но только кризисом объяснять плавное превращение ресторанов в мультифункциональные досуговые центры было бы слишком прямолинейно.
Нести культуру в массы едоков рестораторы начали отнюдь не вчера. В легендарный «Яр» ездили не только на ужин, но и послушать цыганский хор. В не менее легендарном «Арагви » при восстановлении устроили особый зал «Театр». Первоначально там планировалось вольнодумное политическое кабаре под предводительством Эдуарда Боякова, но потом решили создать Aragvi Band во главе с Теоной Контридзе. Ресторан Backstage в «Крокус Сити» и вовсе был задуман как полноценная концертная площадка, где могут выступать артисты самого крупного калибра.
Уже шестой год гостей ресторана «Шотландская клетка » по пятницам развлекают игрой на волынке. Раздувающие щеки парни в килтах смотрятся на фоне еды с брутальным охотничьим бэкграундом и будоражащих кровь напитков как родные. Никто уж и не помнит, сколько лет в «Обломове », ресторане русской кухни в одном из купеческих особняков Замоскворечья, поют по четвергам романсы. Дуэт «обломовских девушек», как их все тут называют, не только развлекает гостей душещипательными городскими балладами под гитару, но и хлопочет по хозяйству: помогает печь блины на Масленицу, подносит дрова для русской печи, угощает по средам гостей домашними настойками. В «Обломове», занимающем старый двухэтажный особняк в Замоскворечье, со скрипучими деревянными половицами, камином, роскошной гостиной, заросшим деревьями двором и русской печью, такой театрализованный подход выглядит естественно, но счастливо сочетающий обстоятельства времени, места и актерской харизмы рецепт далеко не всегда срабатывает в других ресторанах.
Зачем же рестораны берут на себя по определению несвойственные им функции культуртрегерства? Инсайдеры считают, что так в первую очередь поступают испытывающие недостаток посетителей заведения, пытающиеся с помощью культурной составляющей привлечь дополнительную аудиторию. Однако никто из упомянутых выше на безлюдье не жалуется. Похоже, рестораторы действуют почти инстинктивно, чувствуя тренд на слияние функций, укрупнение потребностей аудитории и ускорение жизни. Кино, музыка, общение с друзьями — все это сегодня спрятано в коробочке смартфона. Попробуйте только отключить в нем интернет — и сразу поймете, насколько больше времени вам придется тратить на привычный онлайн-серфинг, оперативное решение деловых вопросов, работу с почтой и чат с приятелями по отдельности и на других устройствах. Набранную благодаря диджитализации скорость не удается сбросить даже вне работы. Мы должны держать руку на пульсе, а значит — делать все одновременно. И уж если мы собрались поужинать, то почему бы не послушать лекцию о кабинетной бронзе или застольном этикете во время первого свидания (на занятиях академии «Турандот » ). не научиться сабражу (так называют искусство отбивать горлышко бутылки игристого вина ножом), не нарисовать акварель, не разучить несколько новых асан (ежемесячные занятия в « Жизнь Пи »)? И если прежде не уехавших на лето к бабушке детей родители отдавали в летние лагеря при школах, то теперь такие открывают при ресторанах (детский городской лагерь в Ribambelle — тому пример).